Home Юбилей 80 лет Из истории...

Из книги «90 лет развития ремонтного производства в Вооруженных силах России»

9 военный авторемонтный завод

(Основан 17 октября 1942 года)

Завод сформирован для ремонта автомобильной техники войск Брянского фронта

9 Подвижная автобронетанковая ремонтная база была сформирована до Великой Отечественной войны. Организационно база входила в состав войск Брянского фронта.

В соответствии с приказом войскам Брянского фронта № 04023 от 17.10.1942 года автобронетанковая ремонтная база № 9 переименована в автобронетанковый ремонтный завод. В декабре 1942 года завод был переименован в ремзавод № 9 по ремонту тракторов.

Приказом войскам Брянского фронта № 0954 от 14.12.1942 года в соответствии с организацией Главного автобронетанкового управления КА 9 ремонтный завод по ремонту тракторов передан ГАВТУ КА.

После окончания войны в августе 1945 года завод был переведен в СССР в г. Стрый, Львовской области, а в сентябре 1955 года завод был передислоцирован в г. Энгельс, Саратовской области, где размещается и по настоящее время.

Большую организаторскую и руководящую роль в становлении завода в 1964-1967 годы оказал начальник завода полковник Комиссаров Николай Яковлевич. Именно в период его руководства заводом коллектив завода обеспечил  выполнение производственных планов с положительными технико-экономическими показателями.

Проводились мероприятия по реконструкции завода, в том числе ввод в действие вновь построенного главного производственного корпуса и насыщение его современным технологическим оборудованием, оснасткой и инструментом.

Начато освоение ремонта новых марок машин КрАЗ -214, МАЗ -537.

Улучшались жилищно-бытовые условия работников предприятия.

В конце 60-х годов завод начинает ремонт  большегрузных автомобилей семейства  МАЗ-537. Руководство завода и трудовой коллектив очень ответственно подошли к выполнению поставленной задачи.  В целом подход к организации ремонта МАЗ-537 был заимствован у танкистов, ремонтирующих боевые машины. Был организован пооперационный контроль полноты выполняемых работ и их качества.

В разные годы руководили работой коллектива завода начальники заводов: полковник Мандров Н.Д., полковник Черняховский И.Х., полковник Дейкун Ю.И., полковник Коняев В.А., полковник Романов Ю.Я.

За период их руководства введены в эксплуатацию корпуса производственных зданий, парк ремонта, разборо-моечный комплекс, очистные сооружения завода, гараж для автомобильного транспорта завода, депо для мотовоза, склады материалов и запчастей, казарма для военнослужащих, здание заводоуправления. Произведена реконструкция заводской котельной, велось строительство жилого комплекса завода, начато и закончено строительство хранилищ для хранения техники «НЗ» ремонтно-восстановительной базы оперативного звена в поселке Сокол.

С 1993 года начальником 9 ЦАРЗ назначен полковник Шинкаренко Александр Владимирович, который внес большой вклад в развитие завода.

При его непосредственном участии произведена переспециализация завода. Освоены и поставлены на поток новые образцы техники: ГМ-569, семейство гусеничных машин МТ-ЛБ, налажен выпуск запасных частей в составе комплектов РТО для автомобилей КрАЗ, МАЗ и гусеничных машин МТ-ЛБ.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАВОДА с 1942 по 2000 годы

Показатели Период работы
1942-1945 1955-1970 1972-1991 2000
Территория (га) 12,0 20,24 20,24
Площадь производственных зданий (кв,м) 14982,5 19594 24279
Средняя численность рабочих и служащих 520 730 637
Наименование ремонтируемой техники Трактора, гусеничные машины

Трактора СГЗ-5,

НАТИ -5
Автомобили МАЗ -537, 543, КрАЗ - 255,256, Агрегаты этих автомобилей Автомобили МАЗ -537, 543, КрАЗ - 255,256, ГМ-569. Агрегаты этих автомобилей

Количество ремонтируемой техники (ед. всего)

автомобили

 

агрегаты

МАЗ до 215 ед.

КрАЗ до 580 ед.

1145 ед.

 

Организация ремонта большегрузных автомобилей

на 9 Центральном авторемонтном заводе

 

Коренчук Игорь Андреевич (один из ведущих специалистов 9 ЦАРЗ с 1955 года.

На 9 Центральном авторемонтном заводе я работаю более 45 лет, с 1955 года. Начал работать слесарем, затем технологом, производственным мастером, контрольным мастером, старшим контрольным мастером.

За период с 1955 по 2001 год завод превратился в современное технологически оснащенное предприятие со стабильным заработком рабочих и служащих.

Во второй половине 50-х годов, после передислокации завода на новое место в г. Энгельс Саратовской области, завод размещается в помещениях 48 базы по ремонту тракторов и на новом месте продолжил ремонт тракторов НАТИ – 3, ДТ-54, КТ-35, ТДТ-40, имеющихся в Советской армии.

С 1961 года, не имея производственных помещений для ремонта большегрузных автомобилей, завод начинает ремонт автомобилей семейства Краз. Практически ремонт этих большегрузных автомобилей выполняли под открытым небом. Разборка выполнялась с использованием водительского инструмента, в том числе зубила и молотка, применялось специальное средство для разборки – «кувалда», а также использовалась сварка. Гайковерты, съемники и прочие механизмы отсутствовали. В качестве подъемных механизмов для подъема агрегатов и других тяжелых узлов и деталей использовался автомобильный кран, который часто выходил из строя и приходилось ворочать тяжелые мосты вручную. Мойки отсутствовали, детали и узлы промывались в ваннах и других емкостях, изготовленных из бензобаков автомобилей, керосином с использованием ветоши вручную.  В период дождей территория завода превращалась в непроходимое болото, грязь была не только на разбираемых деталях, но и на теле рабочих под промокшим ватником. Однако коллектив завода трудился, и, при этом совершенствовалось , а также наращивалось производство.

В 60- годах начато строительство новых производственных корпусов и оснащением их грузоподъемными механизмами, т.е. кран-балками с ручными талями.  Одновременно со строительством корпусов велось изготовление силами завода различного технологического оборудования. В этот период оборудуется площадка для хранения ремфонда автомобилей, на которой был смонтирован козловой кран для разгрузки автомобилей с железнодорожных платформ грузоподъемностью 30 тонн.

С окончанием строительства производственного корпуса было смонтировано  изготовленное технологическое оборудование   - разборочно-сборочные испытательные стенды, слесарные верстаки, различные подставки и стеллажи и другое оборудование и приспособления.

После пуска нового производственного корпуса разборка и сборка автомобилей велась на технологических линиях, что позволило увеличить ремонт автомобилей  до 80 единиц в месяц и повысить качество ремонтируемой техники.

В 1968 году завод осваивает и приступает к ремонту тягачей АТС-712 и АТС- 59.

С начала 1970 года завод приступает к ремонту четырехосных автомобилей МАЗ-535, на смену которым в последующем поступали автомобили МАЗ 537, 543.

Руководство завода и трудовой коллектив подошли к выполнению ответственной задачи.  В целом подход к организации ремонта МАЗ-535, 537 был заимствован у танкистов, ремонтирующих тяжелую бронетанковую технику. На технологических линиях разборки и сборки машин, агрегатов и узлов был организован пооперационный контроль полноты выполняемых работ и их качества.  На каждый узел, агрегат и автомобиль в  целом велись формуляры, пооперационные карты, в которых расписывался каждый рабочий за выполненную работу. Поэтому каждый рабочий отвечал за свой труд и гордился качеством работы.

С 1964 года по 2001 год производственные мощности завода постоянно реконструируются, производится строительство новых корпусов взамен деревянных строений. Производится технологическое перевооружение производства с заменой станочного парка, нестандартного технологического оборудования и оснастки. Совершенствуется производственный процесс ремонта машин с учетом поступления в ремонт новых марок автомобилей.

В 1998 году завод освоил ремонт сложнейших боевых гусеничных машин ГМ-569, а в 2000 году осваивает ремонт гусеничных транспортеров –тягачей семейства МТ-ЛБ.

 

Шинкаренко Александр Владимирович,

Начальник, генеральный директор 9 ЦАРЗ с 1993 года

Полковник Шинкаренко Александр Владимирович – выпускник Челябинского военно-автомобильного училища 1976 года.

В 1991 году окончил Военную академию Тыла и Транспорта.

Военную службу в войсках проходил на должностях, связанных с эксплуатацией и ремонтом автомобильной техники, в том числе командира взвода, помощника заместителя по технической части автомобильного полка, командира ремонтной роты авторемонтного завода ГСВГ, начальника автомобильной службы мотострелкового полка КВО, помощника командира по технической части центра, комбата и начальника штаба ФРВБа МВО.

После окончания военной академии был назначен главным инженером, а затем начальником 9 ЦАРЗ.

Назначение Шинкаренко Александра Владимировича на должность начальника завода совпало с периодом резкого снижения финансирования Министерством обороны авторемонтного производства. Авторемонтные заводы ГЛАВТУ, а в последующем ГАБТУ МО были поставлены в рамки самофинансирования.

Учитывая, что 9 ЦАРЗ ремонтировал специальную технику, а именно МАЗ 537, 543, т.е. технику, практически не применяемую в народном хозяйстве страны, то он оказался в особо трудных условиях.

Начальник завода своевременно оценил сложившуюся ситуацию и сумел организовать работу коллектива завода в условиях самовыживания завода, т. е. выполнение различного вида услуг населению и сторонним организациям, в том числе ремонт подвижного состава отдельных изделий МПС РФ.

В условиях рыночной экономики полковник Шинкаренко Александр Владимирович сумел сохранить завод. Завод выжил, сохранился коллектив, улучшилось материальное положение работников завода.

До 2010 года завод имел стабильные заказы, обеспечивающие не только поддержание производства, но и наращивание его мощностей.